Что толкает людей на убийства?
Трагедия в казанской гимназии №175 произошла утром 11 мая. 19-летний молодой человек ворвался в здание и открыл стрельбу. Это событие потрясло всю страну…
Свои искренние соболезнования по поводу случившегося выражает семьям погибших и желает скорейшего выздоровления пострадавшим специалист ГБУЗ АО "АКПБ", руководитель федерального проекта "Безопасный интернет" по Архангельской области Алексей Белый, инициировавший обучающие семинары по повышению информированности о правилах безопасного поведения в интернете и профилактике интернет-рисков для студенческой, учащейся молодежи, родительского и педагогического сообществ, сотрудников силовых ведомств региона. Напомним, что в рамках семинаров обсуждались вопросы рисков для молодежи при использовании интернета, способы защиты и профилактики рискованного поведения при посещении социальных сетей и виртуальном общении.
– Обучающие семинары были направлены на повышение здорового жизненного стиля, – рассказывает Алексей Белый, – снижение рискованного поведения и асоциальных явлений среди детей и молодежи. Взрослое население порой очень слабо информировано о том, куда дети и подростки могут залезть и с чем столкнуться в глубинах интернета, в то время, как мама с папой будут находиться в нескольких метрах от ребенка, сидящего за компьютером и думать, что они полностью контролируют ситуацию.
По словам специалиста, если говорить о психическом здоровье, то в первую очередь приходится учитывать то, что интернет предоставляет подросткам, молодёжи огромное количество «образцов поведения», значительная часть которых не может быть названа позитивными, социально-приемлемыми, а в ряде случае бывает и крайне опасными. В качестве примера – вооруженных нападений школьников на собственные учебные заведения и одноклассников по примеру американской трагедии 1999 года, получившим общее название «колумбайнеры». Да и просмотр «шок-контента» с «расчлененкой», мозгами наполу и трупами, как выяснилось, способен пробудить в подростках (да и не только) крайне нездоровые деструктивные желания. Проведенные на данный момент исследования показали, что тот, кто на протяжении какого-то времени просматривает подобный контент ежедневно, не находясь на поле боя способен заработать себе то, что психологи и психиатры называют «афганский» или «чеченский» синдром. У них нивелируются жизненные ценности, а ценность жизни, как таковая, сводится к нулю. Восприятие насилия и убийств становится «нормальным» фоном повседневности.

Что делать?

Как же предотвратить штурм школы, чтобы не случилось дикой трагедии, как в Казани?
– Для того, чтобы люди могли определить потенциальную угрозу, им нужно знать, какое поведение может указывать на то, что человек собирается устроить бойню. Тревожные сигналы ведь могут быть никак не связаны с тем, какую одежду он носит, во что он играет, что слушает или иными аспектами его жизни, – говорит Алексей Белый. - Тревожные сигналы – это определенные действия в их поведении, направленном на совершение атаки. В них входят: поиск оружия, изучение чертежей школы для планирования атаки, и т.д. Ключевым аспектом является «утечка»: посвящение в свои планы других людей. Человек может попробовать предложить кому-нибудь посодействовать в его замысле, попросить близкого друга не приходить в школу в какой-то определенный день, хвастаться насчет близящейся атаки или другим образом проявлять жестокие намерения. Наиболее очевидные тревожные признаки часто игнорируются, потому что их попросту не воспринимают всерьез.
Как показывает печальная практика, будущие стрелки четко заявляли о своих намерениях, но никакого вмешательства не было. Для этого может быть несколько причин. Во-первых, они, возможно, могут казаться слишком юными для совершения убийства. Во-вторых, в некоторых случаях за такими людьми может закрепляться репутация «странных» – они часто говорят непонятные вещи; таким образом, никто не принимает их слова всерьез. В-третьих, иногда стрелки угрожали прямо, но, когда их друзья задавали вопросы, брали свои слова обратно.
Соответственно взрослым ничего не говорилось. Наконец, бытует мнение, что любой, кто серьезно намерен совершить массовое убийство, не будет публично об этом рассказывать. Однако школьные стрелки отличаются от более взрослых убийц – они оставляют много предупреждений о своих намерениях. И на это нужно реагировать

Тревожные знаки

– Менее прямая угроза возникает, когда ученик или студент поощряет каким-либо образом новость о стрельбе в школе, описывая ее как «крутую» или заявляя, что «кто-то должен это здесь устроить», – уточняет Алексей. – Потенциальный «колумбайнер» может писать рассказы и стихи о будущем нападении, разрабатывать сценарий действия, даже в качестве задания на свободную тему так или иначе «сигнализировать» о своих фантазиях. Несколько стрелков в разных странах разместили посты, фотографии или видеоролики в сети, в которых предупреждали о своих предстоящих атаках. Как было упомянуто выше, люди могли подумать, что тот, кто планирует совершить массовое убийство, не будет публиковать это. Это ошибочное предположение. Они могут писать инструкции по созданию бомбы, о желании убивать людей, даже называя конкретного ученика, которого хотели бы убить. Одна девушка из-за Уральских гор, чья страничка была выявлена в ходе мониторинга создала около десятка групп по этой тематике и периодически на короткое время публиковала посты, которые довольно быстро стирала, в которых предупреждала, что «я больше не могу сдерживать!», «помогите мне остановиться!», то есть, она сигнализировала о желании быть остановленной и не довести дело до ужасного конца. В конечном итоге выяснилось, что к такому состоянию ее привело групповое изнасилование неизвестными, параллельный «троллинг» и издевательства со стороны одноклассников, что вызвало «по цепочке» резкое ухудшение в ее учебе и конфликты с преподавателями за несколько месяцев до обнаружения ее страниц.
Made on
Tilda