– В группе риска оказывается молодежь с очень разными проблемами, – рассказывает специалист детского наркологического отделения ГБУЗ АО "АКПБ" Алексей Белый: - В группе риска оказывается молодежь с такими проблемами, как, например, строгое воспитание. «Ежовые рукавицы» родных не защищают от вредных привычек, а толкают к ним. Строгие правила и моральное давление заставляют искать свободы и утешения в наркотических препаратах. Еще одна беда – насилие. Рукоприкладство в семье и сексуальное насилие – мощная травма для психики ребенка. Такие дети пробуют наркотики, чтобы убежать от реальности или страшных воспоминаний. Зависимости в семье тоже оказывают серьезное влияние. Личный пример играет более важную роль, чем наставления. Если дома курят, пьют или употребляют, ребенок тоже попробует. Сложный коллектив. Школьники хотят самоутвердиться и заработать авторитет у сверстников. Проблемы в отношениях. Подростковый возраст – время первых влюбленностей, и далеко не всегда подросток получает желаемое. Обида, злость, неразделенные чувства – такой гремучий коктейль переживаний становится лучшей почвой для зависимости. Отсутствие интересного досуга. Подростков привлекают новые яркие эмоции и ощущения. Потому наркозависимость грозит детям без интересных увлечений и веселого творческого досуга.
Дети-наркоманы. Рост наркомании в школах опасен для общества, ведь этот недуг убивает будущее нации – физическое и психологическое здоровье детей.
– Школьную наркоманию нельзя недооценивать, – предупреждает Алексей Белый, –Родители думают, что их подросток не может стать наркоманом, ведь он живет под строгим контролем и ему негде взять запрещенные вещества.
Но дети редко употребляют в одиночку – они втягивают в свое опасное развлечения друзей. Образуются целые группы юных наркоманов, которые занимаются хулиганством и грабежами. И забрать свое чадо из такой группы очень сложно, ведь друзья и уважение сверстников для него уже важнее семьи.
Чем же опасна детская зависимость?
Как говорит специалист, ребенок не понимает тяжести своей ситуации, для него прием запрещенных препаратов – веселая игра. Его организм не может сопротивляться психотропным веществам, и уже после 1-2 дозы развивается физическая и психологическая наркозависимость. Ее последствия распространяются на все сферы жизни школьника:
Биологическое здоровье. Соли, Спайс и ингалянты вызывают тяжелые болезни дыхательных путей. Психостимуляторы – Амфетамин, Эфедрон – приводят к болезням сердца, хронической усталости и бессоннице. Тяжелые опиаты – Героин, Метадон — поражают сосуды, в результате чего появляются тромбозы и язвы. При этом любые токсины истощают организм, останавливают его развитие и рост, уничтожают печень и почки.
Психосоциальная жизнь. На фоне употребления разрушается нервная система и головной мозг. Человек ведет себя агрессивно, появляются психозы и суицидальные мысли. Поддерживать здоровые отношения с родными и друзьями все сложнее.
Развитие личности. Токсины в крови вызывают кислородное голодание – клетки мозга гибнут, и ученик деградирует, не может сосредоточиться на творчестве, хобби или уроках. Силы направлены на поиск новой дозы, потому личностное развитие останавливается.
А наиболее страшное последствие – смерть ребенка. По статистике, дополняет Алексей Белый, около трети начинающих наркоманов погибают во время первых приемов наркотика – им не удается правильно рассчитать количество вещества, и организм не выдерживает нагрузки. Половина наркоманов гибнет от передозировки, когда их организм уже ослаблен: смерть наступает от остановки дыхания и сердца, острой недостаточности внутренних органов, заражения инфекциями.
– Большинство родителей считает, что в школах дают достаточно информации о вреде наркотиков, говорит Алексей Белый, но такая профилактика зависимости, как правило, не дает большого эффекта: ученики прислушиваются к словам психологов или иных специалистов лишь в 5-10 лет. А после 10-12 лет их лекции могут вызывать лишь иронию и раздражение.
По мнению Алексея Белого, нельзя отрицать, что особая роль в профилактике школьной наркомании отводится родным. И рассказов о последствиях болезни мало – важно создать дома правильную атмосферу, чтобы выбор в пользу здорового образа жизни был очевидным.
– Для этого нужно, соблюдать простые правила. Важно исключить конфликты и насилие. Избегать ссор, скандалов и рукоприкладства, контролировать свои эмоции. Стать хорошим слушателем. Не отмахиваться от детских переживаний, не использовать доверительные рассказы и тайны, чтобы уязвить, упрекнуть или управлять ребенком. Подавать пример. Дети неосознанно копируют своих родителей. Потому контролировать в первую очередь нужно себя – избавляться от вредных привычек, учиться, развиваться как личность. Заинтересовать, чтобы человек не искал ярких эмоций в допинге, нужно показать ему преимущества здорового досуга. Путешествия, походы, семейные пикники, совместный активный отдых, творчество и хобби – это привьет правильные ценности. Постоянная работа над своим поведением и атмосферой в доме – лучшая защита ребенка от вредных привычек.