По реке Кулой пройдет историческая экспедиция
Экспедиция под названием «Пинежский волок», организованная клубом «Морские практики» при участии Русского географического общества, состоится с 14 по 21 мая.
Поморский карбас «Вашка» отправится в плавание по старинному поморскому ходу – Пинежскому волоку – из поселка Пинега по реке Кулой в Мезенский залив (Белое море) и далее в город Мезень.

Этой дорогой в старину поморы отправлялись на Север и Восток в Сибирь ранней весной, чтобы избежать встречных ветров и штормов Морского хода. Длина Кулоя вместе с Кулойским каналом составляет 200 километров, сообщает пресс-служба регионального правительства по материалам газеты «Пинежье».

Карбас – открытая лодка с двумя парусами и четырьмя веслами. Формат экспедиции – полноценный поход, поэтому его участники будут ночевать на берегу в палатках или в море на ходу, а пищу готовить на костре.

В составе экспедиции – четыре человека, которых объединяют любознательность, способность удивляться и готовность к приключениям.

По пути планируется посетить старые поморские деревни, лесные берега, тайгу… Кулой заканчивается в старинном селе Долгощелье. Далее – выход в Белое море, в Мезенский залив. Через него вместе с приливом участники экспедиции планируют зайти в реку Мезень. Они посетят Каменку – городок при лесопильном заводе.

Закончится плавание в городе Мезень. Всего участникам предстоит преодолеть около 300 километров.

Справка «КБ»

Канал Кулой – Пинега – судоходный канал в Архангельской области России. Соединяет впадающую в Белое море реку Кулой (Сотка) с рекой Пинега (приток Северной Двины).

Построен в 1926–1928 годах. Предназначался для транспортировки древесины на лесопильные заводы Архангельска. Об этом здесь и далее сообщает Википедия.

Канал начинается на 124 км реки Пинега, заканчивается на 202 км от устья Кулоя. Длина канала – 6 км. Он проходит по заливаемой весенним половодьем пойме и состоит из ряда расширенных и углублённых озер, соединенных тремя каналами. Единственный шлюз («Сотка») имеет деревянные ряжевые головы, откосные стены камеры, деревянные двухстворчатые ворота. Наполнение и опорожнение шлюза происходит через водопроводные отверстия в воротах, снабженные задвижками. Плановые размеры камеры Кулойского шлюза: 150×12,5 м.

В 1929 году, когда по каналу осуществлялось судоходство, он имел следующие характеристики.

Расположен по заливаемой весенними водами пойме, лежащей между р. Пинегой и р. Кулоем, несколько выше с. Пинеги, где восточный берег высокий и крутой, представляющий как бы разрез правого берега р. Пинеги. Общая длина канала 6,5 км, куда входит ряд каналообразующих озёр (расширенных и углубленных при устройстве соединения), 3 искусственно прорытых канала общей длиной 1 км и однокамерный шлюз (с деревянными ряжевыми головами и камерой с земляными мощеными откосами). Минимальная ширина канала 20 м по дну с 11/2 – 2 откосами, глубина в межень 90 см. Полезная длина камеры шлюза 160 м, ширина 13 м, глубина при меженной глубине воды на нижнем короле 1,2 м. Средний меженный напор около 100 см, предельные (наблюдаемые) 40–250 см.

Длительность пропуска судна при среднем меженном напоре 20–30 минут, при высоком напоре – 30-40 минут.

В настоящее время шлюз разрушен, канал находится в заброшенном состоянии и используется в основном туристами-байдарочниками. Весной, по большой воде, в канал заходят небольшие суда, на которых доставляют грузы (в основном продовольствие) из Пинеги и Архангельска в Мезень и Лешуконское. Летом канал становился непроходим, а после завершения строительства автодороги «Архангельск– Пинега – Мезень» (2008) перевозки могут прекратиться даже весной. В 2008 году курсировали суда «Чайка», «Сфинкс» и еще два такого же класса.



Автор фото: http://dvinanews.ru

Made on
Tilda